Сегодня мы нередко слышим с телеэкранов, от ведущих политиков незнакомое нам до недавнего времени слово "толерантность". По предложению ЮНЕСКО первое десятилетие нового века было объявлено Десятилетием мира и ненасилия в интересах детей планеты. Правительство Российской Федерации утвердило федеральную целевую программу "Формирование установок толерантного сознания и профилактики экстремизма". Эта проблема особенно актуальна для современного общества.
16 ноября отмечается Международный день толерантности.
С 08 11. - 18. 11. 2016 г. в нашей школе прошла декада толерантности «Мы разные, и это нас объединяет»
В рамках декады во всех классах прошли информационные часы, викторины, конкурсы, встречи.
10.11.2016г. воспитатель Гаврилова Т. Р. провела спортивно- игровую программу «Последний герой», приуроченную Международному дню слепых. 3 команды: «Игогадеп» (сборная учителей, воспитателей), «Спарта» и «Великолепная пятерка» (команды старшеклассников) показали находчивость, скорость, смекалку. Конкурсы «Туристическая полоса», «Переправа», «Строим хижину», «Костер», «Завтрак», «Наряд для Робинзона» прошли под громкие аплодисменты болельщиков. Победу одержала команда «Игогадеп».
9 ноября с целью познакомить первоклассников с понятиями “толерантность”, “терпимость”, “внутренняя и внешняя красота” воспитатель Александрова Е.П. провела в 1б классе классный час «Мы такие разные, но мы вместе». Ребята посмотрели отрывок “Сцена птичьего двора” из м/ф “Гадкий утёнок”. Обсудили мультфильм, почему утенок был отвергнут всеми, и правильно ли поступили жители птичьего двора? К сожалению, такое бывает подчас и в жизни, когда человек или ребенок становится изгоем, потому что его не понимают, не принимают его взглядов или просто считают что он не такой как все, или имеет другую национальность, чем большинство, окружающих в этот момент людей. Ребята приняли участие в игре «Мы похожи», где находили общие сходства одноклассниками. Пришли к выводу, что на первый взгляд, все такие разные, но чем-то и похожи, а это уже признак дружбы. И договорились относиться друг к другу по-доброму, терпеливо и уважительно, держаться вместе, считаться с мнением друг друга, заботиться друг о друге, не огорчать друг друга, дарить улыбки, добрые слова!
В конце занятия учащиеся вместе дружно сделали цветок толерантности. Каждый ученик на лепестке написал то качество, которое будет царить в классе. И этот цветочек стал эмблемой 1 б класса.
15 ноября 2016 года в рамках декады толерантности «Мы разные, и это нас объединяет» воспитателем Телятниковой А.Н с целью формирования интереса для совершенствования навыков владения системой Брайля, как основы грамотности инвалидов по зрению, проведен конкурс «Тифлочитатель». Конкурс проходил в два этапа: личный зачет (чтение и письмо по РТШ Брайля) и тестовая викторина о незрячих выдающихся деятелях. Все конкурсанты были очень старательны при выполнении конкурсных заданий, всем хотелось победить. По итогам набранных баллов в возрастной группе 3-4 классы призерами стали: Катерова З. – I место, Волченков В. – II место, Ананьев М. – IIIместо; в возрастной группе 5-6 классов победили: Железнов И. – I место, Николаева К. –II место, Мамаева М. – III место; в возрастной категории 7-10 классов отличились : Иванова С. – I место, Быковская Т. – II место, Иванов Н. – III место. В составе оргкомитета и жюри работали: заместитель директора по ВР Никитина М.В. и обучающиеся 11-12 классов: Кириллов А., Павлова А., Самойлова Е. и Архипова А.
16 ноября воспитатель Гришина Э.С. во 2 а классе провела урок «Толерантность- это дружба, доброта и сострадание» мероприятие способствовало развитию у воспитанников терпимости между собой, формированию толерантных установок поведения. Меньше конфликтов, больше радости и уверенности, добра- сделали вывод дети. Ребята нарисовали эмблему- цветок толерантности, отгадывали ребусы. Урок закончился обхватом кистей рук ребят- символ гармонии в многообразии.
Воспитатель Сазонова Л.С. с обучающимися 8-9 классов провела час общения «Толерантность- это гармония в многообразии». Мероприятие еще раз подтвердило, что люди различаются по внешнему виду, положению, интересам, поведению и ценностям и обладают правом жить в мире, сохраняя при этом свою индивидуальность и призвало строить дружественное общество, в котором ликвидированы психологические, социальные, экономические, физические барьеры. «Принципы такого общества – неделимость прав людей, поощрение этих прав, отсутствие дискриминации по принципу инвалидности. Это общество, которое понимает, не смеется над ними, не унижает их. Просто помогает в мелочах».
16 ноября воспитатель Родионова Р. Н. в 5-6 классах провела игру-викторину «Мы такие разные, такие похожие». «Толерантность» приобретает сегодня особый смысл, потому что это важнейшая составляющая воспитания, предусматривающего приобщение к национальным духовным ценностям, к общечеловеческим знаниям, к единению культур, формирующим мировоззрение подростков.
Ребята в игровой форме познакомились с историей возникновения праздника – Международного дня толерантности, разбирали пословицы и поговорки, знакомились с высказываниями русских писателей о дружбе, анализировали рассказы, ситуации и сделали вывод о том, что приятно, когда другим делаешь добро.
В период декады толерантности педагогом - психологом Харитоновой М. В. было проведено 3 внеклассных мероприятия, посвященных развитию толерантности у обучающихся. В последнее время формирование толерантного отношения друг другу является актуальным, так как во всем мире наблюдался резкий рост числа случаев проявления нетерпимости, экстремизма и насилия.
В 6А классе прошел час общения «Нам через сердце виден мир», которое прошло в тренинговой форме. Целью данного мероприятия являлось создание условий для формирования терпимости к различиям между людьми (индивидуальным различиям по полу, возрасту, социальному положению). Во время занятия ребята прослушали притчу «Ладная семья» и обсудили что же необходимо для сплоченной дружной семьи (класса). Также они составили определение толерантности и образ толерантного человека, определили, что все мы разные, но есть что-то, что объединяет нас. К концу час общения все пришли к выводу о том, что быть толерантным – означает уважать других, невзирая на различия. Это означает быть внимательным к другим и обращать внимание на то, что нас сближает.
В 4В классе провела беседу-презентацию «Толерантность – путь к успеху». Целью данного мероприятия являлось изучение понятия толерантности и развития у обучающихся сочувствия и сопереживания. Ребята познакомились со значением понятия «толерантность» на разных языках мира, узнали с именем какого выдающегося человека связно это понятие, дали собственное определение толерантности, определили понятие «толерантный человек», поучаствовали в играх, направленные на развитие толерантности. По итогам занятия дети создали «Дерево толерантности», написав на листочках что же надо сделать, чтобы отношения в классе стали толерантными. Ученики согласились, что для того чтобы чего-то добиться в жизни надо развивать в себе качества толерантного человека, и дали обещание дальше совершенствовать себя.
В 9 классе прошла деловая игра «Строим город толерантности», целью которого являлось воспитание чувства толерантности к окружающим людям, к мнению другого. В начале игры ребята заполнили бланки опросника, определив тем самым черты толерантной личности и черты, которые у них есть и которых им не хватает. С помощью игры «Волшебная лавка» ребята смогли обменять качества, которые у них в избытке, на качества толерантной личности, которых им не хватает. Обсудив игру, дети оформили правила жителей «Города толерантности». Занятие прошло в дружеской атмосфере, ученики активно принимали в нем участие.
17.11. 2016 года в читальном зале состоялась беседа «Другие люди», организованная ученическим самоуправлением под руководством Никитиной М.В. Обучающимся с 8 по 12 класс был показан фильм незрячего режиссера Александра Монтова «Другие люди» до глубины души растрогал, заинтересовал и стал примером для многих. Так, Иванов Н. тоже решил проверить себя и начал снимать видеоролики. Первые ролики получились с нечетким изображением, но он намерен заняться этим делом всерьез.
Завершилась декада толерантности школьной фотоакцией «Дружный класс».
Такие мероприятия способствуют решению проблемы воспитания толерантности. Толерантность призвана развивать в людях сострадание к инвалидам и людям с ограниченными физическими возможностями, всегда оставаясь человеком с большой буквы.