1 февраля 2017 г. на базе школы-интерната 25 педагогов БОУ «Новочебоксарская общеобразовательная школа для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья» Минобразования Чувашии прошли стажировку по программе «Обучение и воспитание детей с ОВЗ в условиях введения и реализации федеральных государственных образовательных стандартов (инклюзивное образование)» в рамках курсов повышения квалификации БОУ ДПО (ПК) С «Чувашский республиканский институт образования» Минобразования Чувашии. Руководитель стажировочной площадки директор школы-интерната О.Г. Якимов обратился с приветственным словом к присутствующим и рассказал о приоритетных направлениях развития образовательного учреждения. Руководитель стажировки по теме «Организационно-содержательные аспекты комплексного сопровождения детей с ОВЗ» заместитель директора по УР Федорова Т.Л. в течение дня знакомила педагогов с образовательной средой школы-интерната. В сопровождении зам. директора по УР Федоровой Т.Л. и зам. директора по ВР Никитиной М.В. педагоги Новочебоксарской школы посетили 5 уроков, 5 индивидуальных и групповых коррекционно-развивающих занятий, 3 мастер-класса, став не просто слушателями, но и самыми активными участниками.
Учитель Егорова З.Н. провела урок АФК в 4а классе «Шесть правил здоровья». В 1б классе учителем Яковлевой С.В. показан урок по теме «А.С. Пушкин и его сказки», на котором дети проявили интерес к сказкам Пушкина и показали свои навыки письма, в том числе с использованием рельефно-точечного шрифта Брайля. Никифорова Н. Л. поделилась опытом организации работы обучающихся с нарушением зрения и умственной отсталостью на уроке окружающего мира во 2а классе («На воде и в лесу», «Огород. Овощи»). С методами и приемами обучения слепых детей на уроке русского языка в 5а классе познакомила Полякова Н.П. («По дорогам орфографии»). Железнова Н.А. дала представление о методах и приемах обучения слепых и слабовидящих детей на уроке ИЗО в 4в классе («Города в пустыне»).
На занятиях, проведенных педагогом-психологом Харитоновой М.В. по развитию личностных качеств слабовидящих детей («Мы команда», 5б класс), учителем-дефектологом Ильдяковой С.А. по развитию познавательной деятельности обучающихся, имеющих интеллектуальную недостаточность и умственную отсталость («Путешествие в зимний лес», 1а класс), учителем-логопедом Васильевой А.К. по организации коррекционно-логопедического обучения детей с нарушениями зрения («Звук и буква Ж», 1а класс), присутствующие получили представление о методах и приемах работы со слепыми и слабовидящими обучающимися в рамках индивидуальных и групповых коррекционно-развивающих занятий.
С особенностями организации индивидуальных занятий (уроков) общеобразовательной направленности со слепыми и слабовидящими обучающимися, имеющими интеллектуальную недостаточность и умственную отсталость поделись учитель начальных классов Гордеева Н.Н. («Число и цифра 9», 4 класс) и учитель русского языка и литературы Сазонова Л.С. («Изменение имен прилагательных по родам», 6 класс).
Опытом многолетней работы по привитию навыков ткачества на станках и других приспособлениях щедро поделилась учитель технологии Варганешева Н.Ф, встретившая гостей в платье, сотканном на одном из уникальных ткацких станков, которые она собирала в течение долгого времени. Учитель и ее подопечные, будущие хозяйки, девочки из 7б, 8а, 12 классов показали мастер-класс по использованию различных техник ткачества, чем приятно удивили педагогов. Мастер-класс по изготовлению предметов быта из газетных трубочек провела воспитатель Родионова Р.Н., а отличными помощниками стали ее воспитанники 6б класса.
Завершилась стажировка проведением мастер-класса для всех 25 педагогов в кабинете информатики учителями Фроловой О.Р. и Беловой А.И. Мастер-класс под названием «Современные тифлоинформационные технологии для слепых и слабовидящих обучающихся» познакомил участников с опытом работы учителя информатики Фроловой О.Р. по использованию компьютерных тифлоинформационных технологий. Фролова О.Р. провела занятие по освоению клавиатуры без использования зрения методом 10-пальцевой работы на компьютере, педагоги получили доступ к сканирующей и читающей машине SARA. Учитель дал представление о программах невизуального доступа к информации Jaws for Windows, экранного увеличения MAGic, познакомил с работой брайлевского дисплея PAC Mate – 40, универсального принтера Брайля Emprint SpotDot, брайлевского редактора Duxbury Braille Translator (DBT), нагревателя типа «ZY- FUSE» Standard, позволяющего получать рельефные изображения различных схем, графиков, планов, текстов, рисунков и др. на специальной рельефообразующей бумаге, предназначенной для тактильного восприятия инвалидами по зрению. Все педагоги получили редкую возможность не просто познакомиться с принципом работы брайлевского принтера «EVEREST-D» с шумозащитным шкафом «Acoustic Cabinet», но и самим попробовали осуществить оперативный малотиражный выпуск изданий рельефно-точечным шрифтом Брайля.
Педагоги получили азы работы на пишущей машинке Perkins Brailler под руководством учителя начальных классов Беловой А.И.: заправить бумагу, набрать Брайлевский текст, используя клавиши, принцип работы которых не так уж и прост.
Педагоги Новочебоксарской школы выразили благодарность администрации и всему педагогическому коллективу школы-интерната за высокий профессиональный уровень проведения мероприятия, отметили его содержательную сторону, дающую наиболее полное представление о системе работы администрации и педагогических работников школы-интерната по реализации системно-деятельностного подхода в обучении и воспитании детей с нарушениями зрения. Все педагоги Новочебоксарской школы оставили самые добрые отзывы об уроках, мастер-классах, коррекционно-развивающих занятиях своих коллег и пожелали им творческих успехов, профессионального роста, дальнейшего укрепления материально-технической базы учреждения.