С 8 по 17 ноября 2017 г. в школе - интернате проведена декада толерантности.
В подготовке и в проведении приняли участие воспитатели, классные руководители и обучающиеся с 1 по 12 классы. В ходе декады толерантности были проведены следующие мероприятия:
Во 2б классе воспитатель Александрова Е.П. организовала путешествие по стране «Толерантности» под девизом: «Мы разные, но мы вместе!» Почему по стране? Да потому что по всей стране 16 ноября отмечают Международный день Толерантности. Ребята на волшебном автобусе посетили город Доброты, куда пускают только тех, кто умеет себя правильно вести и говорить вежливые слова. Дружно прошли все испытания и справились сложными заданиями. Побывали в городах «Улыбка», «Волшебное слово». Везде ребята проявили свои способности и уважение друг к другу. Завершилось путешествие с такими словами: «Если каждый будет друг к другу терпим, мы сделаем вместе толерантным наш мир!» Умение общаться, строить и поддерживать дружеские взаимоотношения и взаимодействия, сотрудничество и сосуществования с людьми – это необходимые составляющие полноценной развитой личности, это залог успешного психического здоровья. И хочется верить, что путешествие оставил глубокий след каждого, помог всем понять, что только уважение друг к другу, взаимопонимание, терпимость, соблюдение равноправия на деле спасут хотя бы наш маленький мир – пусть наш класс, нашу школа-интернат, наш город и наша Россия всегда будут островами толерантности для всех жителей большой планеты Земля.
Воспитатель Ильдякова С.А. во 2 «а» классе организовала просмотр тематического мультфильма «Шел трамвай десятый номер» и познакомила с рассказом В. Осеевой «Бабка». После просмотра мультфильма и чтения рассказа прошло обсуждение о том, что надо уважать старших. Учащиеся показали свои знания, рассказали, как они помогают своим дедушкам и бабушкам. Обучающиеся сделали вывод, что к пожилым людям нужно относиться уважительно, окружить их теплом и заботой.
Сегодня все большее распространение в детской среде получают недоброжелательность, озлобленность, агрессивность. Причин тому много. Взаимная нетерпимость и культурный эгоизм через средства массовой информации, социальное окружение детей, семью все чаще проникают в школу. Поэтому активизируется процесс поиска эффективных механизмов воспитания детей в духе толерантности, уважения прав и свобод других, не похожих на тебя людей.
В связи с этим 16 ноября в 3 и 4 классах воспитатель Нестерова К.В. провела интерактивную игру «Поговорим о толерантности», цель которого – сформировать у обучающихся представление о толерантности, познакомить их с понятием «колючий как ёж». На занятии ребята просмотрели видео-опрос, проведенный среди учащихся и работников школы учеником 4 класса Димой Щ. «Какими качествами должен обладать толерантный человек?», просмотрели и обсудили мультфильм «Гадкий утёнок». А также ученики 4 класса также подготовили и показали музыкальную инсценировку «Доброта».
В конце занятия учащиеся сформулировали правила толерантного общения:
-уважай собеседника;
-старайся понять то, о чем говорят другие;
-отстаивай свое мнение тактично;
-будь справедливым, готовым признать правоту другого;
-стремись учитывать интересы других.
В целях формирования уважительного отношения к другим людям, признания различий и индивидуальности каждого, формирования таких ценностных ориентиров, как дружная семья, дружный класс в 3 А классе был проведен урок толерантности. На занятии на примере своего класса ребята увидели, что все мы похожие чем-то и разные. Дети поиграли в игру «Приветствия». Воспитатель предложил ребятам поприветствовать друг друга, передавая по кругу мяч. Дети называли своё имя и присущие им качества. Также обучающиеся прослушали причту «Ворота сада». В конце занятия третьеклассники называли свои положительные качества и прикладывали лучики к своим солнышкам. Урок прошёл быстро и увлекательно, ребята пришили к выводу, что нужно соблюдать толерантность и дома и в школе.
Воспитателем Чайковой Г.Ф. в 5-6 классах проведено внеклассное мероприятие на тему: «Жестокость или милосердие», с целью воспитания милосердия, благородности; развития толерантного отношения друг к другу, умения сравнивать, анализировать, обобщать, выделять главное.
Эпиграфом данного часа послужило высказывание Марка Твена: «Доброта и милосердие – это язык, который могут слышать глухие и видеть слепые».
В ходе беседы выяснили, «что такое жестокость?» «что такое милосердие?». Определили, как жестокость, так и милосердие нельзя пощупать. Они живет в сердцах людей, в их поступках. Жестоким быть легче, но сильный духом человек воспитает в себе милосердие и придет на помощь нуждающимся, слабым…
Проблемы нравственного выбора решались в играх, ситуациях, притчах:
«Размести в нужном столбце», «Выбери один из трех вариантов», «Собери пословицу», «Да или нет» и др.
В конце мероприятия, обучающиеся пришли к выводу:
«Главное – делать людям добро, пусть небольшое, но каждый день. Чтобы своим существованием облегчать людям жизнь».
В 10 - 12 классах воспитатель Савельева Н.Г. провела час общения «Уважение к старшим – основа толерантной личности». На мероприятии старшеклассники обсуждали вопрос: «Кто это - толерантная личность?». Ребята пришли к выводу о том, что в своей жизни человек общается с представителями разных национальностей, культур, социальных слоёв, поэтому надо уметь уважать культурные ценности как своего народа, так и представителей другой культуры, религии, научиться находить точки соприкосновения. Кроме того, по мнению ребят, толерантность как качество личности помогает человеку адаптироваться в другой среде, к неожиданно новым для него условиям жизни. Люди, не обладающие этим качеством, проявляют категоричность, оказываются неспособными к изменениям, которых требует от нас жизнь.
Завершилось мероприятие веселым чаепитием, где ребята активно принимали участие в викторинах «Улыбательный практикум» и «Жилища разных народов».
Педагог - психолог Харитонова М. В. организовала в школе акцию «Дерево толерантности», посвященную развитию толерантности у обучающихся и созданию атмосферы общности и взаимопонимания в образовательном учреждении. Всем обучающимся школы-интерната было предложено написать на листьях, что нужно делать, чтобы быть толерантным человеком. Учащиеся написав свои предположения, прикрепили свои листочки к нарисованному дереву. Дерево получилось шикарное, состоящее из теплых слов и добрых поступков.
В 5В классе прошел час общения «Уважение к старшим – основа толерантной личности», которое прошло в тренинговой форме. Целью данного мероприятия являлось воспитание уважения к старшим, развитие стремления быть внимательным к окружающим людям. Во время занятия ребята отвечали на вопросы викторины и вспомнили пословицы и поговорки об уважении к старшим. Также они поделились своим опытом о том, как они оказывали помощь пожилым людям. К концу час общения все пришли к выводу о том, что уважать старших – означает быть толерантным и к другим, невзирая на различия. Это означает быть добрым, чутким и отзывчивым, умеющим разделить и горе и радость близких им людей, особенно пожилых.
В 8-12 классах был организован просмотр и обсуждение фильма «Чучело», воспитателем Гавриловой Т.Р. Подросткам была предложена история наивной и добродушной девочки Лены, которая подвергается жестокому бойкоту со стороны одноклассников. После просмотра одного из самых жестких эпизодов фильма, где девочку унизили и метафорически «сожгли», прошло обсуждение. Ученики высказали свое мнение о поведении всех героев фильма и как они поступили бы в той ситуации. Все сделали вывод о том, что «можно презреть, наказать, помочь, но мучить нехорошо, стыдно». Мероприятие прошло в дружеской атмосфере, ученики активно принимали в нем участие.
В библиотеке школы-интерната, в рамках декады толерантности, была организована выставка художественной литературы «Доброта, милосердие, толерантность». На выставке была представлена следующая литература: Н. Хворостова «Звуки на ладони», А. Маршалл «Эта трава», Рубен Гальего « Черным по белому», Д. Литтл « Неуклюжая Анна», В. Железников «Чучело» и др.
В последнее время формирование толерантного отношения друг другу является актуальным, так как во всем мире наблюдался резкий рост числа случаев проявления нетерпимости, экстремизма и насилия.