На базе школы-интерната 26 педагогов МБОУ «СОШ № 37 с углубленным изучением отдельных предметов» г. Чебоксары 3 декабря 2018 года прошли стажировку по программе «Обучение и воспитание детей с ограниченными возможностями здоровья (инклюзивное образование)» в рамках курсов повышения квалификации БОУ ДПО (ПК) С «Чувашский республиканский институт образования» Минобразования Чувашии.
Руководитель стажировки по теме «Организационно-содержательные аспекты комплексного сопровождения детей с ОВЗ» заместитель директора по УР Федорова Т.Л. познакомила педагогов с образовательной средой ОУ для слепых и слабовидящих детей, провела теоретическое занятие «Особенности организации образовательного процесса в общеобразовательном учреждении для детей с нарушениями зрения».
Педагогам-стажерам была предоставлена возможность посещения различных по содержанию и направленности уроков, мастер-классов, коррекционно-развивающих индивидуальных и внеурочных групповых занятий. В сопровождении зам. директора по УР Федоровой Т.Л. каждая из шести стажерских групп посетила по 2 урока (занятия) и мастер-класс «Компьютерные тифлотехнологии в обучении слепых и слабовидящих обучающихся».
В ходе посещения стажерами запланированных мероприятий формировалось представление о методах и приемах обучения детей с ОВЗ, о работе педагогов школы-интерната по рельефно-точечной системе Брайля при организации уроков разного образовательного цикла; об особенностях организации индивидуальных занятий общеобразовательной направленности со слепыми и слабовидящими обучающимися, имеющими интеллектуальную недостаточность и умственную отсталость. Педагоги СОШ № 37 с углубленным изучением отдельных предметов получили представление о методах и приемах работы со слепыми и слабовидящими обучающимися в рамках коррекционно-развивающих занятий; об индивидуально-психологических особенностях слабовидящих детей, развитии их личностных качеств, видах коррекционно-развивающей помощи обучающимся данной группы для формирования компенсаторных действий, необходимых для систематического обучения.
Также педагоги ознакомились с организацией коррекционно-логопедического обучения детей с нарушениями зрения, нуждающихся в логопедической помощи (учитель-логопед Васильева А.К), с работой учителя-дефектолога Даниловой К.О. по развитию познавательной деятельности учащихся начального уровня образования, с методами и приемами обучения слепых и слабовидящих обучающихся различным техникам прикладного искусства во внеурочной деятельности.
Завершилась стажировка проведением мастер-класса «Компьютерные тифлотехнологии в обучении слепых и слабовидящих обучающихся» для всех 26 педагогов в кабинете информатики учителем математики и информатики Фроловой О.Р. и учителем начальных классов Беловой А.И.
Стажерская проба по совместной разработке наглядного (тактильного) и учебно-методического материала для слепых и слабовидящих обучающихся позволила присутствующим приобрести знания по освоению клавиатуры без использования зрения методом 10-пальцевой работы на компьютере. Педагоги-стажеры получили азы работы на печатающей машинке Perkins Braile, узнали принцип работы брайлевского принтера «EVEREST-D» с шумозащитным шкафом «Acoustic Cabinet» и сами попробовали осуществить оперативный малотиражный выпуск изданий рельефно-точечным шрифтом Брайля.
Фролова О.Р. представила программу невизуального доступа к информации Jaws for Windows, экранного увеличения MAGic, познакомил с работой брайлевского дисплея PAC Mate – 40, универсального принтера Брайля Emprint SpotDot, брайлевского редактора Duxbury Braille Translator (DBT), нагревателя типа «ZY- FUSE» Standard, позволяющего получать рельефные изображения различных схем, графиков, планов, текстов, рисунков и др. на специальной рельефообразующей бумаге, предназначенной для тактильного восприятия детьми-инвалидами по зрению.
Работой круглого стола завершилась стажировка, где был дан целостный анализ всех проведенных мероприятий.
Подводя итоги работы стажировочной площадки на базе БОУ «Чебоксарская общеобразовательная школа-интернат для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья» Минобразования Чувашии, Федорова Т.Л. отметила практико-ориентированный характер мероприятия, который проведен с применением активных методов обучения, специального оборудования. Таким образом, стажировка способствовала формированию и развитию компетенций педагога по работе с детьми с ОВЗ, освоению технологий, методов и средств обучения, адаптивных базовому общеобразовательному учреждению, изучению опыта работы ОУ для слепых и слабовидящих детей по организации комплексного сопровождения детей с ОВЗ.
Педагоги МБОУ «СОШ № 37 с углубленным изучением отдельных предметов» г. Чебоксары выразили благодарность администрации и всему педагогическому коллективу школы-интерната за высокий профессиональный уровень проведения мероприятия, оставили самые добрые отзывы об уроках, мастер-классах, коррекционно-развивающих занятиях своих коллег и пожелали им творческих успехов, профессионального роста, дальнейшего укрепления материально-технической базы образовательного учреждения.