В преддверии Дня защиты детей, в первый каникулярный день 31 мая 2019 года, в школе-интернате состоялась встреча учащихся, их родителей (законных представителей), педагогов с президентом АНО «БЕЛАЯ ТРОСТЬ», бизнес-тренером, членом международного организационного комитета I Всемирного Конгресса людей с ограниченными возможностями здоровья, ведущим мастер-класса Олегом Колпащиковым, имеющим обширный опыт работы на «открытом» рынке труда.
Встреча стала возможной благодаря доценту, старшему преподавателю кафедры специального (коррекционного) и инклюзивного образования БУ ЧР ДПО «Чувашский республиканский институт образования» Минобразования Чувашии Поляковой Надежде Петровне.
Из беседы с президентом АНО «БЕЛАЯ ТРОСТЬ» все участники мероприятия узнали, что программа мастер-класса «Человек инклюзивный» для сотрудников специальных коррекционных школ (школ-интернатов) для незрячих и слабовидящих учеников разработана с использованием гранта Президента Российской Федерации на развитие гражданского общества, предоставленного Фондом президентских грантов.
В программе мастер-класса две части: беседа с ведущим Олегом Колпащиковым и практика. В рамках непринужденной беседы все присутствующие в актовом зале слушатели получили возможность познакомиться с правилами
взаимодействия с людьми с ограниченными возможностями здоровья, узнали возможности социализации людей с инвалидностью, получили информацию о современных социальных инклюзивных проектах.
В рамках практической части педагоги и родители попробовали себя в роли незрячего человека, приняв участие в тренинге с завязанными глазами. Ведущий Олег Колпащиков погрузил педагогов и родителей, выразивших согласие на участие в тренинге, в мир незрячих детей, где с помощью осязания, обоняния, слуха и остаточного зрения наши дети познают мир, формируют пространственные и предметные представления и навыки самостоятельного передвижения в открытом и закрытом пространстве с помощью белой трости. Мир наших детей непростой, но они его понимают, в нем живут.
Всем участникам тренинга было трудно ходить по школе с завязанными глазами, полагаясь на ученика с глубоким нарушением зрения, который вел по школе, ощущая на своем плече руку человека и понимая, что он совершенно беспомощен. Идя за слепым учеником, взрослые реагировали на источник звука, исходившего от трости, которая постоянно соприкасалась с каким-либо предметом, пытались определять расстояние до него, всем было сложно ориентироваться в пространстве, то есть делать то, что ежедневно, ежечасно делают слепые дети, находясь в школе и на улице. Но все справились, и всем было очень интересно и познавательно. Благодаря такой практике, взрослые осознали важность грамотного инклюзивного взаимодействия с инвалидами с целью эффективной коммуникации, узнали о методах реабилитации, социализации и трудоустройства людей с ограниченными возможностями по зрению.
А самое главное, ради чего была организована встреча с человеком, наделенным поистине сильным духом, это то, что дети почувствовали себя нужными в нашем обществе, узнали об успешных людях с ограниченными возможностями здоровья, которым слепота не является помехой, они активные, целеустремленные и, как результат, счастливые.
Было интересно наблюдать, как менялись выражение лиц наших воспитанников, их реакция на все происходящее: от недоумения, порой недоверия до широких улыбок, раскованности, смелости в задаваемых вопросах и уверенных ответах. Ведь перед ними такой же, как и они, человек, имеющий инвалидность по зрению, а значит, все возможно, если будешь упорен в формировании четырех навыков личной социализации, о которых не раз за всю встречу напоминал детям Олег Колпащиков. Вот они:
1. Ориентирование с тактильной белой тростью для слепых и слабовидящих в пространстве, в помещениях. Это является главным и основным навыком, без которого трудоустройство человека с ограниченными возможностями по зрению крайне затруднительно.
2. Навыки бытовой реабилитации. В данном направлении важен навык кулинарии. Кулинария – это интересный процесс, который позволяет развить различные необходимые компетенции, такие как: планирование, системное мышление, коммуникацию, 3D моделирование и другие навыки, которые впоследствии можно использовать в профессиональной деятельности.
3. Навыки работы с информационными технологиями. Данное направление включает в себя навыки работы со специальным программным обеспечением, компьютерами, современными смартфонами, они необходимы, чтобы человек с инвалидностью по зрению мог не только получать информацию извне, но, и чтобы он через данные средства умел делиться с миром своими знаниями и умениями.
4. Навыки самопрезентации и коммуникации. Данное направление крайне важно, потому что человек с ограничениями по зрению имеет определенные особенности во взаимодействии. Для успешной социализации необходимо уметь и знать, как правильно презентовать себя, свою деятельность и профессию без использования зрительных каналов.
Участники мастер-класса выразили искреннюю благодарность президенту АНО «БЕЛАЯ ТРОСТЬ» Олегу Колпащикову за полученные практические знания работы с детьми с инвалидностью по зрению, за надежду на будущее, счастливое, успешное в профессиональном плане.